- МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
-
МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ — эффективный способ повышения уровня подготовки руководителей организаций и специалистов по охране труда. В связи с качественным изменением содержания нормативных документов (особенно в области взрывопожарной безопасности и радиационной безопасности) требуются знания, не предусмотренные действующими программами профессиональной подготовки. Повышенные требования предъявляются к гибкости системы обучения, что определяется большим объемом информации, необходимостью оперативного учета изменений в нормативах и результатов новых научных исследований, а также анализа причин и последствий производственных аварий.
Сущность М. о. состоит в том, что обучаемый более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой. Обучение строится по отдельным "функциональным узлам" — модулям. Различные авторы понимают этот принцип по-разному. Принято, что реализация принципа модульности обеспечивается следующими педагогическими правилами:
учебный материал нужно конструировать таким образом, чтобы он в виде модульной программы (или модуля) вполне обеспечивал достижение обучаемым поставленной перед ним дидактической (см. Дидактика) задачи;
учебный материал, охватываемый модулем, должен являться настолько законченным блоком, чтобы существовала возможность конструирования единого содержания обучения, соответствующего комплексной дидактической цели, из отдельных модулей;
в соответствии с учебным материалом следует интегрировать различные виды и формы обучения, подчиненные достижению намеченной цели.
Учебный материал в рамках модуля разбивают на обособленные элементы (к примеру, учебный элемент "безопасность работы с использованием легковоспламеняющихся и горючих жидкостей".). В отличие от программированного обучения, где учебный материал делят на части (порции, шаги) и располагают их по принципу постепенного усложнения, в М. о. перед каждым элементом ставится вполне определенная дидактическая цель, а содержание обучения представляется в объеме, обеспечивающем ее достижение. Содержание модулей изменяют с учетом динамики социального заказа. Обучаемые получают информацию, необходимую для принятия решений, или точные указания на источник ее получения. Модули обеспечивают знания, отвечающие индивидуальным потребностям обучаемых. При этом реализуется принцип гибкости.
Принцип осознанной перспективы требует глубокого понимания обучаемыми близких, средних и отдаленных перспектив обучения. При реализации этого принципа важно соблюдать следующие правила:
в начале обучения необходимо представить каждому всю модульную программу, разработанную на продолжительный период обучения (курс, год);
в модульной программе следует точно указать комплексную дидактическую цель;
в начале каждого модуля нужно сформулировать интегрированные цели, а в начале каждого элемента — конечные цели обучения в качестве результата деятельности.
В модулях предлагают различные методы усвоения материалов. Обучаемый может либо выбирать приемлемые методы, либо (опираясь на них или на личный опыт) строить собственный путь усвоения. М. о. освобождает преподавателя от выполнения чисто информационной функции и создает условия для более яркого проявления консультативно-координирующих функций. Модульная программа позволяет преподавателю и обучаемому вместе находить наилучший путь обучения. Модульная программа (и, следовательно, модули) — это банк информации. Варианты такой программы разработаны Международным центром развития модульной системы обучения. При М. о. по ОТ необходима ее корректировка с учетом уровня подготовки и круга должностных обязанностей специалистов, а также и специфики отрасли.
Российская энциклопедия по охране труда. — М.: НЦ ЭНАС. Под ред. В. К. Варова, И. А. Воробьева, А. Ф. Зубкова, Н. Ф. Измерова. 2007.